Мы так мало знаем о Женах-мироносицах. Только жалкие обрывочные сведения. Но может, оно и не надо знать - кто они, какое положение в обществе они занимали, были замужними или нет, богатыми были или бедными... Это все внешнее. Это не главное.
Для меня же главное, что меня потрясает и вызывает преклонение перед этими великими женщинами - их мужественная любовь, их безответное служение. Они хоть что-нибудь хотели для себя? Ждали ли они признания или благодарности? Ну что вы. Разве только немного помощи (когда Марфа обижается на Марию, что та ее оставила), разве только немного больше заботы о родных сыновьях (когда мать Иакова и Иоанна просит Господа дать им самые близкие к Нему места).
Они следовали за Господом и его учениками, полагая душу в ежедневной заботе о такой вроде бы простой и банальной вещи - организации быта. Мужчины спасают мир, а женщины сбиваются с ног - "что приготовить и как приготовить, а в чистом ли, а не порвалось ли где, а здоровы ли, а довольны ли...". И эта потребность быть рядом, эта вечная боль сердцем за дорогих и любимых - это такая сила, которую ничто не остановит. Это переживание, вернее способность со-переживания, ведет женщин до самой Голгофы. Они не бегут, как ученики, чего им бояться? Они знают, что они всего лишь слабые женщины, что с них взять? Но они просто НЕ МОГУТ оставить Господа одного, ведь в любой момент может понадобиться их помощь - хоть воды подать, хоть кровь отереть, хоть просто морально поддержать "мы рядом, мы здесь, мы с Тобой". Каждый нанесенный Христу удар, каждый шип венца, каждый плевок они приняли в свое сердце. Какие же сердца были у этих женщин! Разбойник разделил с Господом крестную муку телом, а они - душой. И не было во всей вселенной, да и никогда не будет, горя большего, чем горе простых служительниц Христовых. И если сама земля потряслась, то не от великой ли скорби их сердец?... Но вместо того, чтобы уединиться и предаться горю, снова служение - достойно похоронить. А это снова боль, снова потрясение - видеть и осязать мертвым, бездыханным Того, Кого любишь больше жизни, Кто и Сам есть Жизнь.
Но, чем сильнее скорбь, тем больше и утешение. Эта великая преданность, эта сила со-переживания, эта сильная боль требовали столь же сильного и лекарства, столь же великой награды. И что может быть большим, как от самого Ангела услышать "Его нет здесь, ибо Он воскрес". А следом увидеть живым Самого Господа и даже от великой радости ухватиться за Его ноги.
Никто, больше никто, только Жены-мироносицы прошли с Господом весь путь. Разделили с Ним все дороги, слышали все Его слова и проповеди, видели все Его чудеса, всю Его доброту и любовь. Как губки они впитали в свои души Его свет, Его милость, как губки они были полны миром Его благодати. Они пронесли это миро до самой Голгофы, до гроба, до Воскресения.
Потому, взирая на Жен-мироносиц, постараемся и наши сердца наполнить елеем любви, милости, сострадания. А делами постараемся не жалея себя, забывая о себе служить тем, кто с нами рядом, кто может быть и проживет без нашей заботы, но на кого она все равно прольется словно благоуханное миро.
Молитвами святых Жен-мироносиц Господь да спасет и помилует всех нас. Аминь.