Ну вот, вместо того, чтобы сделать что-нибудь полезное, потратила свой вечер на чтение драматургии Николая Гумилева. Хотя, читать и думать о том, что прочитал, тоже полезно, но как-то я уже отвыкла от художественной литературы. Но пьесы Гумилева интересны и по каждой можно высказаться. Начну по порядку.
читать дальшеАктеон (по мотивам древнегреческих мифов)
Кратко:
Старшее поколение - царь Фив Кадм, его слуга Эхион и жена слуги Агава работают в поте лица, отстраивая город. Сейчас им предстоит постройка храма в центре города. Сам царь, не жалея себя, ворочает камни, слуга помогает. Женщина рубит деревья. Взрослые люди, уже почти старики, заботятся о будущем, строят и мечтают о "семибашенных белых Фивах".
А что молодежь? Что царский сын Актеон? Его отец поставил следить за постройкой канала, а он сбежал с дружками на охоту.
И вот в лесу происходит встреча двух поколений. Отец добр, он не ругает сына, что тот бросил дело, но просит его хотя бы отнести в город тяжелый камень, который станет основанием нового храма. На что сыночек (ну не олень ли?) отвечает
"О, боги, он грязен!
И как он тяжел!"
(о, МБ! И это говорит будущий мужчина? *представляется образ кокетливого существа с маникюром* )
А дальше
"Нет, я его не понесу.
Довольно, лопнуло терпенье.
Я для охоты здесь в лесу,
Не перетаскивать каменья."
(напоминает из разряда - "я творческая личность, а вы мне о работе")
"Отец, прости,
Мне грустно, что такой ты сирый,
Но руки должен я блюсти
Для лука, девушек и лиры.
И разве надобен богам,
В их радостях разнообразных,
Тобою выстроенный храм
Из плит уродливых и грязных?!"
Это уже конкретное хамство отцу - "Работаете, папенька? А напрасно - никому ваш труд не нужен"
Друзья Актеона, лентяи, выпивохи и гуляки (одному - в кабак, другому - спать, третий - к танцовщицам), составляют группу поддержки и громко аплодируют его неповиновению. Вот уж точно - скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты.
Вот так, забавляясь и грубя старшим, он еще и много о себе стал думать. Позволив себе неуважение отцу, он возомнил, что сын "самого Зевеса". Потому, случайно увидев в лесу богиню Диану, подсмотрев за ее купанием, он не испугался гнева богини, не подумал скромно "Как я, простой смертный, могу смотреть на высшие силы?", но дерзко и нагло выходит вперед
" Я знал, что она придет,
Я знал, что я тоже бог,
И мне лишь губ этих мед,
Иного я пить не мог.
И мне снега этих рук,
Алмазы светлых очей,
И мне этот сладкий звук
Ее неспешных речей.
Отец мой не смертный… Мать,
Наверно любил Зевес
И сыну решил он дать
Женой усладу небес."
Что тут скажешь? Нет предела человеческой глупости. Юноша стал тем, кем он и так являлся
Диана
Нет, ты ошиблась, Ранис, то не сын благородного Кадма,
Смертный не может зреть светлой моей наготы.
(К Актеону)
Будь, чем ты должен быть!
(Актеон откидывается и, когда выпрямляется, видно, что у него голова оленя).
Успокойтесь, смотрите, подруги,
Это — добыча стрелы, это — пугливый олень,
(Исчезает вместе с нимфами)
В заключении хочется сказать, действительно - каждый получит по делам своим.
Да, и нашим беспечным соотечественникам, возомнившим себя "новыми творцами культуры", как бы и им не закончить подобно.
Ну вот, вместо того, чтобы сделать что-нибудь полезное, потратила свой вечер на чтение драматургии Николая Гумилева. Хотя, читать и думать о том, что прочитал, тоже полезно, но как-то я уже отвыкла от художественной литературы. Но пьесы Гумилева интересны и по каждой можно высказаться. Начну по порядку.
читать дальше
читать дальше