Насколько Патриарх интересно и парадоксально, классно мыслит. Каждое интервью слушаешь — и то и дело сидишь с распахнутым ртом. Всё время начинаю слушать так — рука под щёчкой. А потом бегу за ручкой и листом, чтобы законспектировать. Чего-нибудь. Потому что ни в одной книге этого не найдёшь.
*Дева Озера*, читать дальшеменя вот этот момент сильно толкнул: «Бог создал человека свободным. И не вмешивается в нашу жизнь до тех пор, пока мы сами его об этом не просим. Молитва – это просьба человека ограничить нашу свободу. Войти в нашу жизнь». Да. Именно поэтому крещение взрослого человека, осмысленное крещение — это совсем иное дело, чем крещение малыша. Что-то мне сейчас внезапно подумалось. Отношения (личные) человека и Бога — это просьба о том, чтобы ввести нас в рамки. И повести тем самым тесным, узким путём. Когда уже наелся этой свободы по самые уши. И знаешь, к чему она приводит. На собственном опыте))))) Каждую шишку и шрам можешь показать.
Бог создал человека свободным. И не вмешивается в нашу жизнь до тех пор, пока мы сами его об этом не просим об этом я уже читала, а вот Молитва – это просьба человека ограничить нашу свободу. услышала впервые. Задумалась, и поняла, что это действительно так. Я свободна ответить на удар ударом, но молюсь и прошу Господа помочь мне и не дать этой свободе свершиться. Может, еще поэтому мы рабы Божии? Мы уже не свободны для греха и вообще для зла.
Не знаю. Мой отец — атеист, но он в жизни не ответил ударом на удар. Он в тысячу раз лучше меня. Фактически, это монашеского образа жизни и супер порядочный человек. Но неверующий. Или где-то в душе верит, но не говорит об этом никому. Так что... Для греха свободны не только христиане, а все, кто по какой-то причине решил жить безгрешно. И мусульмане, и атеисты зачастую не грешат ещё круче христиан (не пьют, не объедаются, не лгут больше необходимого, не блудники, не воры, не убийцы). Дело в чём-то другом, наверное.
С ударом я привела просто пример, ты сама понимаешь. Но свобода касается не только греха. Из-за любви к Господу тоже просишь ограничить свою свободу, чтобы всегда быть с Ним и чтобы ничего не могло от Него отвлечь. Что есть люди неверующие, но живущие нравственной и чистой жизнью, в этом нет ничего удивительного. В каждом из нас есть совесть, этот голос Бога, в ком-то он очень сильный и он не зависит от веры.
Святые отцы говорят, что совесть тренируется. Будешь поступать как она велит, и голос ее будет звучать сильнее. Если же идти вопреки ей, то и она ослабеет и станет совсем незаметной.
"Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её. " (прп. авва Дорофей, "О совести")
Святые отцы говорят, что совесть тренируется. *шёпотом* Только я думала всегда, что авва Дорофей и его современники не принадлежат к святым отцам. Ошибаюсь?
Да банально. «Обычно святоотеческий период считают завершившимся на Западе на св. Исидоре Севильском, на Востоке — на Иоанне Дамаскине». Примерно так))) Но я вообще забыла годы жизни аввы Дорофея, если честно. Надо срочно вспомнить.
Да, это в узком понимании, если говорить об Отцах Церкви вселенского значения. Для справки = Иоанн Дамаскин - кон.VII-сер.VIIIвв авва Дорофей - умер в кон.VIв Но вообще-то под святыми отцами понимаются все православные святые, которые оставили нам свое наследие. И к святоотеческой литературе относят как и Творения свт.Иоанна Златоуста, так и поучения Оптинских старцев.
Ну, да. Если шестой век, то да. У меня только одна книжка аввы Дорофея. И почти не читала её. Пока. К сожалению. Надо читать. Но оптинских старцев Осипов Алексей Ильич однозначно не относит к святоотеческой литературе. У меня просто именно его лекции на слуху. На этом моё образование почти окончено.
Понятно, а мы Осипова не слушаем, зато читаем оптинских старцев, и знаешь, от них пользы больше. У аввы Дорофея одна книга и есть. Она легко читается и подходит как к монашествующим, так и к мирянам.
а мы Осипова не слушаем, зато читаем оптинских старцев А мы и то, и другое. У нас же нет лошадей. Поэтому времени больше немножко. И вообще я люблю Осипова. Какие-то моменты христианства он так замечательно объясняет, что лучше не надо. Кратко, чётко, однозначно. А ты его просто не слушаешь или по какой-то причине?
Лошадей у нас тоже нет. Осипова как-то начала слушать "Ответственность христианина", мне оказалось, что он несет, извини за выражение, пургу, и выключила. Больше его не касалась. Что конкретно тогда не понравилось, сейчас уже не вспомню. Из оптинских еще замечательно просты и поучительны письма старца Анатолия (Зерцалова). Про книжные полки - до боли знакомая ситуация.
*Дева Озера*, надо будет послушать эту «Ответственность». Я же по телевизору его лекции смотрю. И смотрю, и слушаю вместе. Для студентов МДА и семинарии. У нас местное телевидение регулярно показывает по часу в день его лекции и встречи. Но пурги ни разу не слышала.
Про книжные полки - до боли знакомая ситуация. И не говори. Полный шкаф книг, а читаю одну полку от силы. Слушай, кто автор картины на твоей аватарке и как она называется? Очень мне нравится.
Talie, для развёрнутого ответа у меня ни веры, ни знаний, но если мои личные соображения устроят, то вот.Бог даровал человеку свободу, чтобы он мог избрать добро непринуждённо, однако человек злоупотребил ею и через то соделался рабом греха. И погибли бы мы окончательно, если б Господь не искупил нас. Таким образом грех даёт только иллюзию свободы, а настоящая — в Боге, и обрести её можно, отвергнув грех с его мнимой свободой и уже став рабами Божьими, познаем истину, «и истина сделает нас свободными».
об этом я уже читала, а вот
Молитва – это просьба человека ограничить нашу свободу.
услышала впервые. Задумалась, и поняла, что это действительно так. Я свободна ответить на удар ударом, но молюсь и прошу Господа помочь мне и не дать этой свободе свершиться. Может, еще поэтому мы рабы Божии? Мы уже не свободны для греха и вообще для зла.
Что есть люди неверующие, но живущие нравственной и чистой жизнью, в этом нет ничего удивительного. В каждом из нас есть совесть, этот голос Бога, в ком-то он очень сильный и он не зависит от веры.
Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её. "
(прп. авва Дорофей, "О совести")
Святые отцы говорят, что совесть тренируется.
*шёпотом* Только я думала всегда, что авва Дорофей и его современники не принадлежат к святым отцам. Ошибаюсь?
Но я вообще забыла годы жизни аввы Дорофея, если честно. Надо срочно вспомнить.
Иоанн Дамаскин - кон.VII-сер.VIIIвв
авва Дорофей - умер в кон.VIв
Но вообще-то под святыми отцами понимаются все православные святые, которые оставили нам свое наследие. И к святоотеческой литературе относят как и Творения свт.Иоанна Златоуста, так и поучения Оптинских старцев.
А мы и то, и другое. У нас же нет лошадей. Поэтому времени больше немножко.
А ты его просто не слушаешь или по какой-то причине?
Про книжные полки - до боли знакомая ситуация.
Про книжные полки - до боли знакомая ситуация.
И не говори. Полный шкаф книг, а читаю одну полку от силы.
Слушай, кто автор картины на твоей аватарке и как она называется? Очень мне нравится.
Нашла. Владимир Антонов «У окна». Это лаковая живопись на шкатулке. Федоскинская миниатюра.
www.liveinternet.ru/users/xp0h0metp/post2200425...